Задача естествознания, методологические основы естествознания и методики преподавания естествознания, их с

Автор: admin | 23-06-2018

Реферат на тему:
Задача естествознания, методологические основы естествознания и методики преподавания естествознания, их связь с другими предметами
Основные задачи изучения естествознания такие: расширить элементарные знания учащихся о предметах и ​​явлениях природы, раскрыть в доступной форме связи между неживой и живой природой, а также природой и трудовой деятельностью людей, вооружить детей материалистическим подходом к изучению природы и первичными атеистическими знаниями, воспитывать любовь к родной стране. Цель курса — комплексное познание природы и общества.
Специфика естествознания — его обобщенность, комплексность и вместе с тем конкретность.
Все школьные контрольные работы тут

вооружить учащихся знаниями — значит создать в их сознании четкие представления, научить обобщать свои знания в понятиях, помочь детям осмыслить закономерные связи между явлениями, выработать практические умения и навыки.
Итак, уже в начальных классах должно иметь место накопления у младших школьников определенных знаний о предметы и явления природы, причем знаний не разрозненных, а объединенных ведущей идеей — идеей взаимосвязи всех явлений природы.
Методика преподавания естествознания как одна из отраслей педагогической науки является составной частью общей методики преподавания биологии. Она характеризуется объектом, задачами и методами исследования. Объектом изучения методики естествознания является процесс обучения младших школьников естествознанию. Известно, что в процессе обучения неразрывно связаны между собой содержание обучения (учебный предмет), деятельность учителя (преподавание) и деятельность учащихся (обучение). Итак, методика естествознания исследует закономерность связей между составляющими учебного процесса и на этой основе разрабатывает пути его оптимизации.
Перед методике преподавания естествознания как отраслью педагогической науки стоят следующие задачи:
1) определение в комплексе познавательных, воспитательных и развивающих задач школьного естествознания, его места в системе образования;
2) разработка содержания естествознания как учебного предмета; научное обоснование программ, учебников;
3) выработка методов, методических приемов и организационных форм обучения в соответствии с задачами и содержания естествознания;
4) разработка средств обучения естествознанию и материальной базы;
5) требования по подготовке учителя как преподавателя естествознания.
Методика преподавания естествознания тесно связана с педагогикой как по линии дидактики (теории обучения), так и по линии воспитания. Дидактика определяет общие законы, принципы и правила обучения, которые являются обязательными и для методики естествознания. Методика естествознания применяет и конкретизирует загальнодидактични положения в соответствии с особенностями учебного материала по естествознанию.
Методологической основой методики преподавания естествознания является диалектический материализм. Методология — философское учение о методах познания и преобразования действительности, применение принципов мировоззрения к процессу познания.
Диалектический материализм предполагает объективный подход к педагогических явлений, их оценки, анализ развития явлений с раскрытием их внутренних противоречий, взаимосвязь и взаимозависимость явлений. Какое бы педагогическое явление не изучалось, его нужно рассматривать всесторонне, раскрывать внутренние тенденции его развития. Чтобы правильно раскрыть объективные закономерности процесса обучения естествознанию, надо научиться видеть противоречия, присущие и процесса обучения, анализировать их и на этой основе вырабатывать пути устранения противоречий.
Основным условием нормального хода процесса обучения является устранение противоречий между теоретическим материалом и практическими задачами, которые ставятся перед учащимися, достигнутым уровнем их умственного развития, знаний, умений и навыков.
В процессе обучения учитель должен пытаться решить противоречия: «известно — неизвестно», «понятно — непонятно», «главное — второстепенное», «усвоенное — неосвоенное», «необходимое — случайное» и др. Преодоление этих противоречий основывает умственное развитие учащихся, формирует интерес к приобретению знаний, к обучению.
При изучении явлений и предметов природы важно не только выяснять сходство и различие объектов, изучаемых но и, главное, устанавливать их взаимосвязи, взаимозависимости, что будет способствовать выработке в сознании учащихся материалистического понимания процессов жизни.
Роль представлений при изучении природоведения очень велика: чем богаче у детей представление, чем они полные по объему и точные по смыслу, тем лучше развиваются у детей память и мышление. Представление является необходимым условием формирования понятий, понимание учащимися слов учителя, а также усвоения материала учебника.
Для формирования в сознании учащихся четкое представление о незнакомый предмет, надо показать им его, дать возможность прикоснуться к нему, а иногда понюхать и попробовать на вкус. Если предмет как определенный комплекс раздражителей действует на ряд анализаторов, в коре больших полушарий образуются временные связи, в результате чего организм реагирует, предмет как единое целое. Итак, одновременная работа разных анализаторов является важнейшим условием перехода от отдельных ощущений к восприятию предмета в целом.
Так, дети, знакомясь с снегом и льдом, с помощью зрительного анализатора воспринимают особенности цвета снега и льда; органами осязания — их твердость, характер поверхности (гладкая, шероховатая), температуру; органами обоняния — отсутствие запаха и др.
По данным современной психологии, процесс формирования и развития понятий проходит следующие этапы: организация наблюдений единичных предметов и явлений; обогащения наблюдений; выявление общих и существенных признаков предметов и явлений, изучаемых; определение понятий; упражнения на закрепление полученных знаний; расширение объема и углубление содержания понятий.
Для крепкого и осмысленного усвоения знаний очень важно не только знакомить детей с отдельными понятиями, но и показывать ученикам их группы, классы, категории в подчинении, то есть подводить к ознакомлению с сис-темой понятий.
Эстетическое воспитание является необходимым условием формирования всесторонне развитой личности. Эстетическое воспитание при изучении естествознания представляет собой систему педагогической деятельности, включая восприятие и осмысление эстетических качеств природы во время наблюдений на уроках, общение с ее красотой во внеклассной работе, в процессе художественного творчества и природоохранной труда детей. Средствами эстетического воспитания при этом является сама природа, а также отображения ее красоты в слове, музыке, художественных полотнах. Привлечь детей к красоте природы — важная задача учителя. Как показывает практика, эмоционально-эстетическое восприятие природы и отдельных ее компонентов обуславливает в значительной мере и отношение к ним младших школьников. Так, детям нравятся цветы, бабочки, птицы прежде всего потому, что они красивые, а лягушек, змей дети не любят, потому что они, на их взгляд, некрасивые, худые.
Литература
1. ИльченкоВира Романовна, Гуз Константин Жоржевич, Булава Леонид Николаевич. Природознавство. — К .: Генеза, 2000. 176с.
2. Шаламов Руслан Васильевич, Бабченко Анна Степановна. Природознавство. — Харьков: Мир детства, 2000. — 176с.
3. Естествознание в Украине в начале ХХ в. в историческом, культурном и образовательном контексте: Монография / Ю. В.Павленко, С. П.Руда, С. А.Хорошева, Ю. О.Храмов. — К .: Академпериодика, 2001. 420с. — (Библиотека государственного фонда фундаментальных исследований) . — 10.00

Комментарии закрыты.